Беседы с Микеланджело. Путешествие в Рим
Наше путешествие в Рим в августе 2007 было первым, и поэтому Колизей, форумы, Уста Истины, вилла Боргезе и многое еще было в планах. Маршрут всегда составляю сама и начинаю это любимое занятие задолго до поездки. В результате получаю удовольствие от двух путешествий: виртуального и реального - по уже "знакомым" местам.
И еще было огромное желание посмотреть максимально работы любимого мною Микеланджело, а не только знаменитого Бернини. Превыше всех искусств он ставил скульптуру, хотел быть только скульптором, сам называл себя каменотесом, но волею судьбы стал и живописцем и архитектором, рисовальщиком, поэтом, инженером.
Поездка удалась. В августе в Риме очень жарко. Но... я же сама составляю маршрут. Прохлада музеев и церквей, свежесть фонтанов и парков, благодать сиесты и пляжей, аромат цветов и вина, - всему нашлось свое место.
"Сивильский цирюльник" под открытым небом романского форума в исполнении римского оперного театра. Да, на итальянском, но это не важно,- сюжет известен, сарказм Бомарше понятен. Зато исполнение - супер!
Шедевры Бернини.
И приятное открытие: Антонио Канова. Грация, воздушность, мягкость и удивительная выразительность его скульптур меня покорили.
И гений Микеланджело, его незримое присутствие, почти общение...
Наш Рим начался с Ватикана . В последнее воскресенье каждого месяца Музеи Ватикана можно посетить бесплатно. Нам повезло: мы пришли достаточно рано, что позволило провести в музеях почти 4 часа и все спокойно осмотреть. Очередь поражала воображение: начинаясь от входа в музеи, что в стороне справа от Собора Св. Петра, извиваясь змеей вслед за поворотами каменных стен Ватикана, она своим хвостом упиралась в колонны Бернини... Первая двадцатка, похоже, провела под дверью ночь. Последние попавшие в тот день внутрь счастливчики мало что сумели увидеть: большинство залов перекрывается за час-полтора до закрытия и служащие спокойно и непреклонно предлагают пройти дальше.
Вход в музеи прекращается в дни бесплатных посещений и зимой в 12:30, летом в 15:30. Можно снимать везде, кроме Сикстинской капеллы.
Сикстинская капелла, названная в честь папы Сикста V, содержит самые ценные и знаменитые фрески Микеланджело. Эта капелла построена Дж. Дольчи в 1484г. На боковых стенах расположены 12 фресок умбрийских и тосканских художников, а в глубине великолепный Страшный суд – самое грандиозное произведение Микеланджело. С 1536 по 1541 год, при папе Павле III, Микеланджело работал над этой огромной композицией. Роспись потолка свыше 500 кв.м и включает 343 фигуры. Без помощников Микеланджело работал 4 года, лежа на лесах. Генезис. Книга Бытия.
Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему:
- Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата.
На что Микеланджело отвечал:
- Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство.
Эти шедевры не достаточно просто видеть, - их надо рассматривать. Лучше в бинокль.
- No photo please! - ежеминутно разносится под сводами.
Собор Святого Петра был благоразумно включен в утренние планы следующего дня. Приходите в собор рано утром и вы получите ошеломляющее впечатление от огромного и светлого пространства главного католического собора мира и площади перед ним. Через пару часов это уже другая площадь, из-за множества людей намоминающая рынок. А очередь в собор такая же нескончаемая как коллонады Бернини...
Огромный купол этого храма виден в Риме отовсюду. Микеланджело видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Высота купола до верхушки креста 136,57 м, его внутренний диаметр – 42,56 м. Завершить купол он не успел...
Микеланджело начал работу в 71 год и продолжал строительство без какого-либо вознаграждения в течение 18 лет вплоть до своей смерти. И все восемнадцать лет работы были отданы строительству купола!
И купол парит. Парит над всем вечным городом и над его бесчисленными архитектурными памятниками.
Один из скульптурных шедевров Микеланджело - Пьета (Мрамор. 1498—1499). Их в соборе две: оригинал в первой капелле справа за пуленепробиваемым стеклом и копия в сокровищнице собора, сделанная "на всякий случай" после нападения на оригинал, как нам пояснил служитель церкви.
Пьета Микеланжело закрыта стеклянной витриной. Да еще барьер метрах в пяти. Снимать приходится от барьера через стекло...
Отсюда вывод: вам лучше приехать и посмотреть на Пьету самим.
Часы работы Собора Св. Петра:
Собор: апрель - сентябрь 7:00-19:00, октябрь - март 7:00-18:00, вход бесплатный
Купол: апрель - сентябрь 8:00-18:00, октябрь - март 8:00-16:45, вход 4 евро
Сокровищница: апрель - сентябрь 9:00-18:30, октябрь - март 9:00-17:30.
Музеи Ватикана - c 10:00, входной билет в Музеи Ватикана - 13 евро.
Можно заранее бронировать экскурсию в гроты подземелья и сады Ватикана.
Сине-желто-красное облачение швейцарской охраны Ватикана - проект Микеланджело. Необычно. Забавно. Гвардейцы носят ее с гордостью.
Грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал ансамбль Капитолия. Ансамбль включает палаццо деи Сенатори, палаццо деи Консерватори, главное здание Капитолийских музеев, античную статую Марка Аврелия и лестницу Cordonata с мраморными львами и скульптурами Диоскуров, братьев Кастора и Поллукса (IV в.), героев греческой мифологии, найденные в XVI в. на Марсовом поле.
Оригинал конной статуи Марка Аврелия в Капитолийскoм музее почему-то производит большее впечатление, чем копия на площади... Наверное потому, что огромная статуя находится в небольшом пространстве и от этого кажется еще больше.
Геометрической рисунок площади Капитолия вымощен по проекту Микеланджело. Изящная симметрия. Микеланджело прибегает еще к одному оригинальному приему: оси боковых дворцов несколько расходятся, расширяя площадь в глубину. Зритель, находящийся на площади, совершенно не замечает этого и воспринимает площадь как правильный четырехугольник, в результате размеры площади кажутся ему более крупными и широкими, чем они есть на самом деле.
Несколько римских церквей бережно хранят произведения великого Мастера.
В Базилике Санта-Мария-сопра-Минерва (Santa Maria sopra Minerva, что значит «Святая Мария над Минервой») стоит чудеснейшая статуя - обнаженный Христос, держащий крест (1521). Не пропустите!
Многие подходят сюда только ради слоника Бернини на маленькой площади перед церковью.
Open Hours: 8:00-12:00 и 16:00-19:00 ежедневно
Санта Мария дельи Анджели (Santa Maria degli Angeli). На месте античного калидария в XVI веке решено было возвести церковь в память о христианских мучениках. Проект церкви поручили Микеланджело.
Какой красоты собор скрывается за совершенно ничем не примечательным фасадом представить было просто невозможно. Внутреннее пространство огромно. Только это пространство, пронизанное лучами света, и два ангела под куполом и остались от проекта великого Мастера. Да еще чертежи, выставленные в маленькой боковой комнатке.
Open Hours: пн-сб 7:00-12:30 и 16.00-18.30,
вс 8.00-19.30
В Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli) находится гробница могущественного папы Юлия II. Микеланджело составил проект, ему принадлежат статуи Лии, Рахили и знаменитый «Моисей» с рожками (1515).
Не доверяя своим преемникам, папа Юлий II решил при жизни создать себе
достойную гробницу. Именно поэтому с большим почтением он вызвал Микеланджело в 1505 году из Флоренции, тогда же был заключен первый договор с папой.
Папа пришел в восторг от первоначального проекта, но в силу различных причин все время откладывал его осуществление. После смерти папы началась долгая и запутанная история: несколько раз менялись условия возведения гробницы.
Для второго проекта Микеланджело исполнил «Моисея» и фигуры двух рабов. Эти статуи известны под названиями «Связанный раб» и «Умирающий раб». Они не вошли в окончательный вариант надгробия. В июле 1516 года Микеланджело принужден был заключить с наследниками папы третий договор. Первоначальный замысел еще больше упрощался.
В 1525 году был заключен четвертый договор с Микеланджело. В 1532 году пятый по счету, договор возвращался к проекту 1516 года и снова значительно упрощал его.
Когда Микеланджело было уже шестьдесят семь лет, в 1542 году, был заключен последний, шестой, договор, согласно которому к февралю 1545 года надгробию был придан тот вид, в каком оно существует и поныне. В
современном своем виде надгробие папы Юлия II в церкви Сан-Пьетро ин Винкули представляет собой лишь жалкий остаток того грандиозного проекта, который был задуман Микеланджело.
Грандиозный по своим размерам — высота 2,55 метра,— «Моисей» был с любовью отполирован до полного блеска мельчайших деталей. Закончив свою работу великий Мастер остался доволен: хлопнув каменного Пророка по коленке, он воскликнул: "А теперь, говори!" Open Hours:7:00-12:30, 15:30-18:00 ежедневно.
Светлана Егорова апрель 2008
Полезные ссылки:
Бесплатно посмотреть в Риме
Из Рима на один день
Замок Odescalchi
Фотоальбом
Сайт создан в системе uCoz
|